Прихренел немного от Эстонии. Ну и комменты там охонь.
На посвященном интеграции новом портале integratsioon.ee, помимо прочего, размещены и научные исследования по данной тематике. Одно из самых свежих — проведенное Институтом психологии Таллинского университета исследование русских детей 3-4 классов, учащихся в эстонских школах.
Кроме обычных социологических опросов детей, родителей и учителей, исследование включало и психологическое тестирование детей с целью определить их способности к обучению.
Обнаружилось, что успеваемость русских детей в эстонских школах хуже, чем у их одноклассников-эстонцев, и хуже, чем у русских детей тех же способностей, учащихся в русских школах, причем более всего разница заметна у детей со средними способностями.
В этом нет ничего неожиданного, поскольку учиться на неродном языке труднее, чем на родном, и если талант пробьет себе дорогу, а двоечник везде будет двоечником, то для середняков влияние среды имеет наибольшее значение.
Маленькие эстонские дети относятся к русским негативно, к четвертому классу враждебное отношение сменяется более нейтральным, своих русских одноклассников они особенно не мучают, но игнорируют. Поэтому социальные отношения у русских детей развиты слабо, самооценка низкая, зато эстонцев они оценивают очень высоко. Более высокие умственные способности коррелируют с менее восторженной, то есть адекватной, оценкой эстонцев.
Для учителей и школы в целом наличие иноязычных детей — проблема. В тех школах, где их много, снижается успеваемость, иными словами, они не только сами учатся плохо, но и тянут вниз своих одноклассников. С другой стороны, элитные эстонские школы стараются русских детей не брать, а берут их там, где не хватает учеников-эстонцев, то есть ради «подушных» денег. Возможно, успеваемость в этих школах и без русских детей была бы не очень высокой. Какого-то специального обучения по преподаванию в смешанных классах учителя не получают и не чувствуют в нем нужды. Вообще, учителя эстонских школ предстают в этом исследовании людьми недалекими, не склонными, научно выражаясь, к рефлексии.
Обнаружились и любопытные культурные различия: эстонские родители к учебе своих детей относятся весьма флегматично, домашние задания проверяют в неделю раз, а русские родители — почти ежедневно. Это относится к родителям учащихся как русских, так и эстонских школ.
Причиной, заставившей отдать ребенка в эстонскую школу, русские родители называют возможность выучить эстонский язык и таким образом обеспечить дальнейшую карьеру ребенка, 97% из них довольны своим выбором. Однако вызывает сомнение, что плохо учащийся, презираемый одноклассниками и уже в третьем классе страдающий от комплекса неполноценности ребенок (а именно таков портрет среднестатистического русского ученика эстонской школы) сделает блестящую карьеру в будущем.
Жаль, что в рамках исследования не проводилось психологического тестирования родителей, возможно, дело в их умственных способностях или каких-то личностных качествах. По крайней мере установлено, что по основным социально-демографическим характеристикам (возраст, образование, доход) русские родители, отдавшие ребенка в эстонскую школу, не отличаются от тех, кто отдали своих чад в русскую.